Обучение детей с ОВЗ
К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 16 ст. 2) относит физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Особенности организации образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья установлены частью III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015, а также непосредственно частями 5, 6 статьи 41 и статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Рекомендации для педагогов по работе с детьми с ОВЗ
1. Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определённых усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.
2. Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. данная категория школьников с трудом переключается с предыдущей деятельности.
3. Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
4. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
5. Не требовать от ребёнка изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.
6. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.
7. Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.
8. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать.
9. Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.
10. Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
11. Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз ( через 10 минут).
12. Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память. Необходимо прибегать к дополнительной ситуации ( похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.).
13. Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.
14. Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов
15. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.
16. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий.
Нормативно-правовые документы
Федеральные документы
КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 27 ИЮЛЯ 2006 Г. № 152-ФЗ "О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ"
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Приказ от 31 июля 2015 г. № 528 н «Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»
Приказ от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
Методические рекомендации по проектированию АООП образовательной организации
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Выявление и распространение наиболее эффективных практик образования детей с ОВЗ
Приказ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Региональные документы
План мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Ставропольского края
Регламент межведомственного взаимодействия различных структур по вопросам абилитации и реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих на территории Ставропольского края.
Концепция инклюзивного образования детей с ОВЗ в Ставропольском крае.
Муниципальные документы
Приказ управления образования и молодёжной политики администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края от 09 сентября 2020 года № 1860 "Об организации обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий"
Приказ управления образования и молодёжной политики администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края от 30 декабря 2020 года № 2280 "Об утверждении порядка организации обучения на дому обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации Георгиевского городского округа Ставропольского края"
Приказ управления образования и молодёжной политики администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края от 03 сентября 2018 № 2023 «Об организации работы по исполнению возложенных мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка-инвалида». Приложение
Приказ управления образования и молодёжной политики администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края от 09 января 2020 года № 18 "Об утверждении Положения о порядке организации получения образования обучающимися муниципальных общеобразовательных организаций Георгиевского городского округа, нуждающимися в длительном лечении"
Приказ управления образования и молодёжной политики администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края от 06 ноября 2020 года № 2081 "Об утверждении порядка организации воспитания и обучения детей-инвалидов на дому муниципальных общеобразовательных организаций Георгиевского городского округа Ставропольского края"
Приказ управления образования и молодёжной политики администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края от 12 апреля 2021 года № 1194 "О внесении изменений в Порядок организации воспитания и обучения детей-инвалидов на дому муниципальных общеобразовательных организаций Георгиевского городского округа Ставропольского края, утвержденный приказом управления образования и молодёжной политики администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края от 06 ноября 2020 года № 2081"
Приказ управления образования и молодёжной политики администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края от 12 апреля 2021 года № 1195 "О внесении изменений в Порядок организации обучения на дому обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации Георгиевского городского округа Ставропольского края, утвержденный приказом управления образования и молодёжной политики администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края от 30 декабря 2020 года № 2280"
Перечень ссылок на методические материалы по финансовой грамотности информационно-просветительского портала Банка России «Финансовая культура» (fincult.info), предназначенные для людей с инвалидностью:
- Особенности обучения финансовой грамотности людей с ограниченными возможностями здоровья
- Знание – сила: защити себя и близких от мошенничества на финансовых рынках
- Модули «Основы финансовой грамотности» по направлениям подготовки и специальностям высшего образования с использованием дистанционных технологий, в том числе для людей с инвалидностью
- Видеоматериалы о финансовых продуктах на жестовом языке
Рекомендации для родителей по воспитанию ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)