В современных условиях проблема обеспечения безопасности и антитеррористической защищённости в образовательных учреждениях особо актуальна и остаётся приоритетной как в государственной, так и в региональной политике в сфере образования.
Угроза совершения теракта сегодня существует практически для каждого жителя планеты, абсолютной гарантии безопасности нет ни для кого. Тем не менее, общество обязано предпринимать всё возможное для обеспечения должного уровня защиты. Антитеррористическая защищённость образовательных учреждений приобретает особую значимость, посколькуn от этого зависят жизни детей. Активно ведётся работа по созданию специального комплекса мер, направленных на антитеррористическую защищённость образовательного учреждения: укрепление материальной базы; стабильно действующая профилактическая работа, направленная на усиление внимания персонала образовательного учреждения к проблеме терроризма; формирование навыков оперативной и своевременной реакции на угрозу терроризма.
Школа является объектом повышенной опасности в связи с массовым присутствием людей на ограниченной территории.
С целью предупреждения и пресечения возможности совершения террористического акта в учебный процесс образовательного учреждения вводится комплекс организационно-профилактических мероприятий, позволяющий предотвратить или максимально сократить потери людей при совершении террористического акта.
Комплекс организационно-профилактических мероприятий включает:
-
инструктаж работников образовательного учреждения всех уровней по противодействию террористическим проявлениям;
-
инвентаризацию основных и запасных входов-выходов;
-
проведение осмотров территории и помещений;
-
организацию контролируемого въезда автотранспорта на территорию образовательного учреждения;
-
организацию пропускного режима;
-
организацию уборки территории и помещений образовательного учреждения;
-
информационное обеспечение в сфере антитеррористической деятельности;
-
проверку работоспособности телефонной связи дежурной службы образовательного учреждения с дежурной частью УВД;
-
плановые проверки работоспособности технических средств защиты (кодовых замков, электронных замков, домофонов и т.д.);
-
проведение тренировок по антитеррористической деятельности;
-
инвентаризацию помещений, сдаваемых в аренду.
Документ по антитеррористической защищенности
В каждом образовательном учреждении должен быть Паспорт антитеррористической защищенности.
В этом документе:
-
есть сведения о том, как организована антитеррористическая безопасность в школе;
-
представлены возможные сценарии развития кризисных событий;
-
отмечены слабые места в плане защищенности объекта и варианты исправления ситуации;
-
есть оценка возможных последствий теракта.
Паспорт нужен, чтобы оценить объект в плане недопущения терактов и минимизации их последствий.
Основы антитеррористического законодательства
Ролики антитеррористической направленности
Памятка для родителей. Как выявить вовлеченность ребенка в «Группы смерти»
Памятка по противодействию терроризму
Как вести себя при панике в толпе во время террористического акта
Памятка гражданам по действиям при установлении уровней террористической опасности
Порядок действий должностных лиц и персонала организаций при получении сообщений, содержащих угрозы террористического характера
Деятельность комиссии
Антитеррористическая комиссия составляет план работы и совместных мероприятий с органами правопорядка. Проводится полная инвентаризация для обследования имеющихся входов и выходов и обеспечения их охраны и контроля всех лиц, входящих на территорию учебного заведения. В ходе инвентаризации комиссия определяет минимальное количество входов, которые нужно оставить открытыми, остальные закрываются и опечатываются. Комиссия также разрабатывает инструкции по антитеррористической безопасности в школе, в них подробно расписаны действия персонала и детей в случае угрозы безопасности людей, присутствующих на территории школы.
Действия при подозрении на вероятность теракта
Если имеются подозрения на возможность организации теракта, следует усилить бдительность и немедленно докладывать директору о следующих подозрительных признаках:
-
попытка проникновения в школу посторонних людей;
-
стремление незнакомых людей вступить в контакт с охраной или детьми;
-
ведение наблюдения за территорией школы – визуального или с помощью технических средств;
-
изучение подсобных помещений посторонними людьми;
-
прибытие в адрес школы незаказанных грузов или появление на территории незнакомых предметов;
-
выход из строя сигнализации, телефонной связи или электроэнергии.
Работа с учащимися
Регулярный инструктаж проводится по антитеррористической безопасности со школьниками. Им объясняется опасность и недопустимость следующих действий:
-
трогать или пользоваться пакетами или предметами, найденными на улице;
-
брать у посторонних людей какие-либо вещи или игрушки;
-
нельзя трогать проволоку или шнур, натянутые в каком-то месте.
Организация безопасности в праздничные дни
Для профилактики террористических угроз за две недели до праздничных дней директор издает приказ об усилении антитеррористической безопасности в школе, который регламентирует дополнительные меры, принимаемые в целях обеспечения безопасного проведения праздничных мероприятий. Эти действия включают:
-
проведение внепланового инструктажа учителей, остального персонала, учащихся школы;
-
усиление охраны и ужесточение пропускной системы;
-
дежурство учителей, учащихся на этажах, лестницах, в столовой;
-
ежедневная проверка всех помещений, входов и выходов;
-
контроль за работой охранников;
-
своевременный вывоз мусора, обеспечение должного санитарного состояния территории.